Не тратьте время и деньги на набор номера телефона.
Закажите обратный звонок


Статьи про образование

 
Система образования в дореволюционной России

Система образования в дореволюционной России

До середины прошлого века всеми учебными заведениями ведало Министерство Народного Просвещения. Страна делилась на Учебные округа по принципу: 1 округ - 1 университет.
Учебные заведения подразделялись на: высшие, средние и низшие, представленные, соответственно, университетом, гимназией, уездным и приходским училищем. Существовали также и специальные учебные заведения - лицеи, частью близкие к университетам, частью к гимназиям.
Вплоть до эпохи промышленного подъема образование носило сословный характер. Получение высшего образования давало право на личное дворянство. Гимназии предназначались для подготовки к университетам, по сути своей это были средние школы с факультативным изучением латыни; а в уездных и приходских училищах обучались городские обыватели и крестьяне соответственно. Получить высшее образование могли только лица, имеющие степень бакалавра после сдачи приемных экзаменов.
Первый университет на нынешней территории России был основанный в 1544 году Кёнигсбергский университет «Альбертина» в нынешнем Калининграде, старейшим из действовавших на территории СССР - основанный в 1579 году Вильнюсский университет.
В 1724 году был создан и в 1766 году закрыт Академический университет в Санкт-Петербурге (действовал как часть Петербургской Академии наук). Некоторые прослеживают его деятельность и после 1766 года, устанавливая преемственность с открытой на его базе в 1783 году гимназией, педагогическим институтом (1804), главным педагогическим институтом и Петербургским университетом, считая его первым российским университетом.
Однако старейшим в России университетом, непрерывно действующим и непрерывно обладающим статусом и наименованием университета является Московский университет, который был основан в 1755 году.
Реформа 60-х годов XIX века несколько изменила структуру государственного образования. Хотя основой высшего образования по-прежнему остались Императорские Российские университеты, их количество возросло. К 1913 году их насчитывалось девять: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский, Св. Владимира в Киеве, Новороссийский в Одессе, Юрьевский, Варшавский и Томский. В каждом университете полагалось иметь четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский, однако это не всегда соблюдалось. Так, в Санкт-Петербургском университете вместо медицинского факультета имелся факультет восточных языков, в Юрьевском - богословия, в то время как Томский состоял из одного лишь медицинского факультета.
Уже после реформ 60-х годов XIX века, количество учебных заведений, дававших высшее образование, значительно возросло. Этому способствовала острая потребность в грамотных кадрах, которая заставила правительство отказаться от строго университетской структуры. Учредителем вновь организованных вузов выступало не только министерство народного просвещения, но и другие ведомства, а также церковь.
Помимо университетов, к 1913 году в России насчитывалось еще около тридцати высших (то есть дававших высшее образование) учебных заведений. В отличие от современности, понятия: академия, лицей, институт, училище могли относиться к учебному заведению любого уровня.
Если высшая школа еще сохраняла сословные и прочие пережитки, отказывая, например, женщинам в получении высшего образования, то система средней школы претерпела существенные изменения. К этому типу учебных заведений относятся гимназии, прогимназии и реальные училища - казенные, земские и городские, частные, церковные, ведомственные, а также приравненные к средним учебным заведениям (например, Гатчинский Сиротский институт).
Основу средних общеобразовательных учебных заведений составляли восьмиклассные гимназии. Их целью являлось «доставлять детям всех сословий, без различия званий и вероисповеданий, общее образование и, вместе с тем, служить подготовительным заведением для вступления в университеты и другие высшие специальные учебные заведения».
На практике гимназии выступали, чаще всего, как первая ступень перед поступлением в университет, и контингент учащихся был представлен в основном дворянством. Из-за недостатка средств во многих городах появились прогимназии, то есть неполные гимназии 4-6 классного состава, которые не давали право на поступление в университет. Уже в ходе реформ 1864 и 1872 годов наряду с гимназиями были созданы и семиклассные реальные училища. Реальное училище - «учебное заведение, имеющее целью доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и приобретению технических знаний». Образование в средних учебных заведениях было раздельным - отдельно существовали женские и мужские гимназии и прогимназии. Для подобных учебных заведений нагрудные знаки и жетоны утверждались обычно к столетним либо пятидесятилетним юбилеям. Нагрудные знаки вручались учащимся при выпуске, а также преподавателям и сотрудникам. Следует заметить, что существует значительный массив выпускных знаков и жетонов различных гимназий и реальных училищ, которые, по сути, являлись чистой самодеятельностью самих выпускников.
Для удовлетворения потребности в грамотных рабочих и служащих было открыто огромное количество специальных средних учебных заведений, организованных, по преимуществу, при поддержке соответствующих министерств и ведомств. Существовали: военные, технические, педагогические, земледельческие, коммерческие, мореходные, художественные и другие училища. Фундаментом системы образования являлись начальные народные и городские училища, служившие для предоставления начального образования будущим реалистам и гимназистам, а также церковноприходские школы - самое массовое и доступное учебное заведение.


Возврат к списку


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение