Не тратьте время и деньги на набор номера телефона.
Закажите обратный звонок
Новости
Образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в городе Иркутск 10-11 апреля 2024 г.

Профориентационное образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в  образовательных учреждениях города Иркутск.

Образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в городе Владивосток 05-08 апреля 2024 г.

Профориентационное образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в  образовательных учреждениях города Владивосток

Образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в городе Хабаровск 03-04 апреля 2024 г.

Профориентационное образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в  образовательных учреждениях города Хабаровск

Образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в городе Саратов 04-05 марта 2024 г.

Профориентационное образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в  образовательных учреждениях города Саратов

Образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в городе Самара 29 февраля-01 марта 2024 г.

Профориентационное образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в  образовательных учреждениях города Самара

Образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в городе Казань 26-27 февраля 2024 г.

Профориентационное образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в  образовательных учреждениях города Казань

Образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в городе Кострома16 февраля 2024

Профориентационное образовательное мероприятие "Горизонты Образования" в  образовательных учреждениях города Кострома

Учебные заведения

Недавно добавленные

Колледж электроники и приборостроения

Санкт-Петербургский горный университет, СПГУ

Медицинский колледж № 3

Центр подготовки «5 из 5» в Санкт-Петербурге

Российский Университет дружбы народов (РУДН)




 
Сельские малокомплектные школы: зарубежный опыт

Сельские малокомплектные школы: зарубежный опыт

Проблемы сельских малокомплектных школ остро обсуждаются уже не один год. По статистике в России из 59 тысяч школ почти 40 тысяч - сельские, где учатся 4 миллиона человек. В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5-10 человек, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но без школы село или деревня умрет. Все кто смогут из молодого работоспособного населения села передут туда, где есть школа для их ребенка. С учетом российской специфики ситуация с сельскими малокомплектными школами кажется удручающей.
В этой статье мы хотим описать опыт других стран, столкнувшихся с проблемами финансирования малокомплектных школ. И наглядно показать, что выход есть.
Для начала поговорим о том, что такое «малокомплектная школа» - по определению малокомплектная школа - школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс - комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Расположены такие школы в основном в сельской местности.
В каждой стране такие школы имеют свое предназначение, реализуют свою образовательную практику и политику. Так, французы называют сельские школы, в которых всего лишь один класс, «идеалом республики». В Норвегии половина малокомплектных школ занимается по системе объединенных классов. В Австралии с ее разбросанными поселениями большое значение для образования играло радио, а на Аляске - телевидение.
Рассмотрим подробнее образовательную политику тех стран, в которых есть положительный пример решения проблем малокомплектных сельских школ.
Хотелось бы начать с системы образования страны, которая уже много лет признается ведущей по качеству образования - Финляндия.
В Финляндии для спасения сельских школ создана и действует организация «Сельское движение». В частности, в Лапландии - местности, где проживает коренной народ Финляндии - саамы, большое количество малокомплектных школ. Соответственно их проблемы решают по-своему. Правительство Лапландии очень бережно относится к малокомплектным школам и к сохранению языка и культуры саамов. Например, детей в школу могут подвозить на расстояние до ста километров. И интернатов, подобных таким, в которых в России живут из удаленных от базовой школы населенных пунктов, в Лапландии нет. Для подвоза детей арендуют специальное такси, а муниципалитет оплачивает эти расходы. Густота населения на территории Лапландии сравнительно небольшая, отчетливых границ между поселениями нет. Это характерная картина для северной территории, где в основном всегда развивалось оленеводство. Она схожа для удаленных территорий Севера и Сибири России. Помимо этого демографическая ситуация в губернии Лапландии также не самая благоприятная. По данным декабря 2008 г., в Лапландии было всего 670 школьников, которые обучаются в 13 малокомплектных школах. В условиях, когда число учащихся менее 12 человек, выстраиваются оптимальные варианты обучения. Ситуация схожа с удаленными районами любой области России: часть предметов изучается одновременно учащимися разных классов под руководством одного учителя в одном кабинете. Отличие в том, что начальное школьное звено в лапландской школе не с 1-го по 4-й класс, как у нас, а с 1-го по 6-й класс. После девятого класса большинство учащихся выбирает профессиональное образование, а желающие продолжают учебу в вузах по своей специальности. На территории Финляндии действует два государственных языка - финский и шведский. Учащиеся школ могут выбрать для изучения еще английский или саамский. В свою очередь, существуют три разновидности саамского языка, носители которых не могут понимать друг друга. На уровне правительства предпринимается все возможное для сохранения всех трех разновидностей саамского языка. Существуют детские сады, программы которых построены по принципу языкового гнезда.
Также особый интерес для нас представляет подход в системе образования США к малокомплектным сельским школам. Так как наша страна, как и США, имеет большую территорию и ряд схожих проблем в организации обучения в сельской местности.
Сельские школы США во многом схожи с российскими. США, как и Россия, - страна с огромной территорией, где есть аграрные редко населенные районы, в которых социально-культурным центром становится сельская школа. Схожи и проблемы сельского образования в России и США. Однако подходы к решению отличаются. Специфика американской политики в области образования в настоящее время заключается в том, что в США стараются сохранить каждую, даже самую маленькую сельскую школу. Если же в округе остается совсем мало учеников, то там создаются так называемые однокомнатные школы. Однокомнатная американская школа напоминает сельскую школу в любом малолюдном регионе нашей страны. Суть в том, что один учитель занимается с детьми разных возрастов и часто преподает несколько предметов сразу. Каждый ребенок учится по индивидуальной программе. Главное отличие подобных школ в Америке - материальное поощрение учителей. Заработная плата педагога сельской «малокомплектной» здесь в два раза больше, чем у городского коллеги.
В США развернута программа реконструкции больших школ в маленькие, таким образом американцы пытаются справиться с волной подростковой агрессии.
Итог
Проблемы и роль малокомплектных школ в современной образовательной ситуации различных стран отличаются друг от друга, не похожи принципы сохранения таких школ и образовательная практика, что представляет большой интерес. Одним из важных факторов, влияющих на жизнеустойчивость этих образовательных учреждений, является, прежде всего, твердая роль социальных институтов, активно функционирующих на селе, конечно, при условии, что демографическая ситуация в конкретном населенном пункте не будет ухудшаться. В этом случае сохранение малокомплектной школы имеет явные преимущества, как показывает опыт других стран, и позволяет по-новому определить концепции образовательных технологий и методик обучения, соответствующих дидактической базе малочисленных школ России.

Возврат к списку


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение